Text ruského přítele Jaroslava Kovandy.
Формула правды
Известный чешский скульптор и поэт Ярослав Кованда, стихи которого пару лет назад публиковал "Меценат и мир", недавно представил в городе Злине свои скульптуры. Выставке (ее проспект мы предлагаем вниманию читателя) мастер дал замечательное название: "Напротив Мысльбека".
Йозеф Вацлав Мысльбек (1848 - 1922) - это, можно сказать, визитка чешского изобразительного искусства. Его влияние ощутимо во всем, что этот народ сделал в скульптуре. Всякий, кто бывал в Праге, наверняка хранит фотографию по меньшей мере одной работы Мысльбека. Это фигура святого Вацлава на Вацлавской площади, у которой не сфотографировался только ленивый или безразличный гость чешской столицы.
Творчество Мысльбека кратко можно охарактеризовать тремя словами: патриотизм, лиризм, реализм. В этом перечислении все три слова - на первом месте. Зачастую их даже можно сопроводить словом "героический" - когда речь идет о таких фигурах, как святой Вацлав, которые творят собой основу чешского национального самосознания. Этот князь, живший в десятом веке, боролся за независимость своего народа и был убит, когда ему едва перевалило за двадцать.
"Напротив Мысльбека" - это не только название. Им точно выражена главная мысль, которую хочет сообщить нам художник. При первом же взгляде на эти слова, напечатанные на проспекте, видно, что Ярослав Кованда обращает наше внимание именно на отражение в сегодняшнем дне основных идей Мысльбека. То есть, он предлагает нам посмотреть, каковы сегодня в Чехии реализм, лиризм и патриотизм и их героичность, во что переменились они в современной жизни.
Тут же, на проспекте, мы видим фотографию главной работы, представленной на выставке. Это деревянная раскрашенная скульптура "Авраам и Исаак".
Библейская история о том, как Авраам, чтобы доказать верность Всевышнему, пытался принести в жертву единственного сына своего, Исаака, а Бог не позволил ему сделать это, широко известна в изобразительном искусстве под названием "Жертвоприношение Авраама". Здесь, почти так же, как на других изображениях на эту тему, мы видим связанного мальчика, перед которым на коленях стоит отец. Одной рукой отец закрывает сыну глаза, а другую - с зажатым жертвенным ножом, похожим на зубило, - занес над собой, чтобы совершить священное действо. Однако из головы Авраама явилась некая неясная фигура с головой, повторяющей форму жертвенного ножа, и удерживает страшную руку, как бы желая сказать, что тут не священнодействие, но убийство.
Каждый штрих на этой скульптуре нагружен глубоким смыслом. Тут и пустая грудь Авраама, где дыра вместо сердца, и мычащее в муке познания почти скотье лицо его, и мощные грубые руки, способные лишь к монументальной работе. Тут и совсем современная обувь Исаака. Да и Авраам - не в хламиде, каким его всюду изображают, но в синих джинсах... Нет, это, конечно, не Библия и не реализм никакой, и никакой не лиризм. Тут изображено нечто противоположное тому, что изображал Мысльбек, а поскольку сюжет - не национальный, но библейский, то есть общечеловеческий, то и обращается автор не только к чешскому зрителю, но ко всем современникам, в какой бы стране они ни жили.
"Опомнитесь! - говорит нам художник. - Вы думаете, что посылая молодежь на закланье в Ираке, Афганистане, Чечне и других современных местах жертвоприношений, совершаете великие дела, но все это - не более, чем гнусное убийство".
Вот такая она - формула правды нашего времени.
Как бы хотелось увидеть эту выставку в Москве! Может быть, Чешский культурный центр отзовется?
М.Письменный
Žádné komentáře:
Okomentovat